Итоговое сочинение (изложение) – 2020/2021
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации проведение итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году перенесено, подробнее http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/itogovoe-sochinenie-izlozhenie/
Основной срок | Дополнительные сроки | |
15.04.2021 | 05.05.2021 | 19.05.2021 |
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Московской области в 2020-2021 учебном году» № ПР-486 от 30.10.2020 PDF
- На сайте ФИПИ размещены методические материалы для подготовки учащихся к итоговому сочинению. Вы можете еще раз ознакомиться с приложением к Письму Рособрнадзора Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году, а также еще внимательно почитать Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году на сайте ФИПИ по ссылке https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
- Итоговое сочинение в 2020 учебном году будет проходить в стенах нашей гимназии 02.12.2020. Начало Итогового сочинения в 10.00, время прибытия участников итогового сочинения в гимназию (ППЭ) — 9.00. Допуск в ППЭ, а также работа организаторов в ППЭ будет осуществлять с соблюдением необходимых мер противоэпидемиологической безопасности (см. плакаты Допуск в ППЭ, Меры безопасности в ППЭ и Маски и перчатки в ППЭ)
- Напоминаю вам общие положения и правила поведения в ППЭ при проведении итогового сочинения (см. Плакат Итоговое сочинение)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Итоговое сочинение (изложение) – 2019/2020
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).
Категории лиц, имеющие право писать сочинение:
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, до 1 сентября 2013 года),
- граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Категории лиц, имеющие право писать изложение:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Сроки написания итогового сочинения в 2019/20 учебном году: 04.12.2019; 05.02.2020; 06.05.2020.
Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :
- выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).
- выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г.Дубны.
Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27. Контактные телефоны: 8 49621 4 02 50,8 496216-67-67*5551.
Ответственный за регистрацию: Н.М.Минаева, начальник отдела общего образования
Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (5 февраля и 6 мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.
Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году PDF
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) – 2018/2019
Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875 PDF
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).
Категории лиц, имеющие право писать сочинение:
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, до 1 сентября 2013 года),
- граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Категории лиц, имеющие право писать изложение:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Сроки написания итогового сочинения в 2018/19 учебном году: 05.12.2018; 06.02.2019; 08.05.2019.
Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :
- выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).
- выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г.Дубны.
Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27. Контактные телефоны: 8 49621 4 02 50,8 496216-67-67*5551.
Ответственный за регистрацию: Н.М.Минаева, начальник отдела общего образования
Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (6 февраля и 8 мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.
Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.