Итоговое сочинение (изложение) – 2022/2023
1. Участники итогового сочинения (изложения).
- Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования.
- Итоговое сочинение с целью использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее – выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
2. Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится 1 декабря 2021 года, 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Продолжительность итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
3. Результаты итогового сочинения (изложения).
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет», к сдаче государственной итоговой аттестации допускаются только выпускники, получившие «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения):
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, получившие «незачет»;
- участники, не явившиеся или не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.
4. Темы итогового сочинения.
Комплект тем итогового сочинения включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
5. Тематические направления для итогового сочинения.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021 — 2022 учебного года:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Информация о тематических направлениях для итогового сочинения размещена на сайте ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
6. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения).
Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) можно в своей общеобразовательной организации и местах регистрации на итоговое сочинение (изложение).
Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) размещаются на сайте РЦОИ ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (http://rcoi.net/) в разделе «Результаты ЕГЭ» и на официальном информационном портале ЕГЭ (www.ege.edu.ru) в разделе «Участникам ЕГЭ», далее «Проверить результаты ЕГЭ».
Примерные сроки размещения результатов.
Срок проведения итогового сочинения (изложения) | Срок размещения результатов |
1 декабря 2021 года | до 15 декабря 2021 года |
2 февраля 2022 года | до 16 февраля 2022 года |
4 мая 2022 года | до 14 мая 2022 года |
7. Срок действия итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации – бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
8. Места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за две недели до даты проведения итогового сочинения (изложения):
- Обучающиеся общеобразовательных организаций подают заявление в образовательные организации, в которых они осваивают программы среднего общего образования (по месту обучения).
- Выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях для подачи заявления обращаются в Управление народного образования Администрации г.о.Дубна.
Наименование муниципального образования | Наименование органа местного самоуправления | Адрес | Контактные телефоны | Дни приема |
городской округ Дубна | Управление народного образования Администрации г.о.Дубна | Московская область,
г. Дубна, ул. Мира, д. 1, каб. 27 |
8 (496)216 67 67* 5551
8 (905) 533 14 60 |
понедельник-четверг: 9.00-18.00 пятница: 9.00 — 16.00 перерыв: 13.00 — 14.00 |
Подача заявлений ИС (изложение) — 2022
Место подачи заявлений
выпускниками текущего года |
Место подачи заявления выпускниками прошлых лет | Срок подачи заявления |
МБОУ гимназия №8, г. Дубна, ул. Векслера, д.23, каб. № 128.
Время: с 9.00 до 15.00. Ответственный: Прокошина Марина Евгеньевна Телефон: 8 (49621) 6-67-67 доб. 5081; +7 (968)363-53-29 |
Управление народного образования Администрации г.Дубны, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27.
Ответственный: Минаева Наталья Михайловна Телефон: 8(49621) 6-67-67 доб 5551; +7 (905)533-14-60 При себе иметь: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий получение среднего общего образования (аттестат или справка из СПО), СНИЛС. |
До 1 февраля (включительно) 2022 года |
Итоговое сочинение (изложение) – 2020/2021
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации проведение итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году перенесено, подробнее http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/itogovoe-sochinenie-izlozhenie/
Основной срок | Дополнительные сроки | |
15.04.2021 | 05.05.2021 | 19.05.2021 |
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Московской области в 2020-2021 учебном году» № ПР-486 от 30.10.2020 PDF
- На сайте ФИПИ размещены методические материалы для подготовки учащихся к итоговому сочинению. Вы можете еще раз ознакомиться с приложением к Письму Рособрнадзора Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году, а также еще внимательно почитать Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году на сайте ФИПИ по ссылке https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
- Итоговое сочинение в 2020 учебном году будет проходить в стенах нашей гимназии 02.12.2020. Начало Итогового сочинения в 10.00, время прибытия участников итогового сочинения в гимназию (ППЭ) — 9.00. Допуск в ППЭ, а также работа организаторов в ППЭ будет осуществлять с соблюдением необходимых мер противоэпидемиологической безопасности (см. плакаты Допуск в ППЭ, Меры безопасности в ППЭ и Маски и перчатки в ППЭ)
- Напоминаю вам общие положения и правила поведения в ППЭ при проведении итогового сочинения (см. Плакат Итоговое сочинение)
Итоговое сочинение (изложение) – 2019/2020
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).
Категории лиц, имеющие право писать сочинение:
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, до 1 сентября 2013 года),
- граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Категории лиц, имеющие право писать изложение:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Сроки написания итогового сочинения в 2019/20 учебном году: 04.12.2019; 05.02.2020; 06.05.2020.
Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :
- выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).
- выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г.Дубны.
Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27. Контактные телефоны: 8 49621 4 02 50,8 496216-67-67*5551.
Ответственный за регистрацию: Н.М.Минаева, начальник отдела общего образования
Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (5 февраля и 6 мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.
Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году PDF
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году PDF
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) – 2018/2019
Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875 PDF
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).
Категории лиц, имеющие право писать сочинение:
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, до 1 сентября 2013 года),
- граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Категории лиц, имеющие право писать изложение:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Сроки написания итогового сочинения в 2018/19 учебном году: 05.12.2018; 06.02.2019; 08.05.2019.
Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :
- выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).
- выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г.Дубны.
Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27. Контактные телефоны: 8 49621 4 02 50,8 496216-67-67*5551.
Ответственный за регистрацию: Н.М.Минаева, начальник отдела общего образования
Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (6 февраля и 8 мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.
Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.